Александр Сучков: «Главный талант – это трудолюбие»
- 30 октября 2020 г.
- Краевой спорт
Традиционно 30 октября в нашей стране отмечают День тренера. Давайте честно признаемся: в повседневной жизни мы не особенно-то задумываемся, насколько это тяжелая, сложная и зачастую неблагодарная работа. Впрочем, с Днем учителя такая же петрушка… Ну, пусть хоть в этот день воздадим должное тем, «кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера».
Рассказать о нюансах своей работы мы попросили Александра Сучкова, заслуженного тренера России, главного тренера сборной Красноярского края по женской борьбе.
Александр Васильевич, расскажите, как вы пришли к тому, чтобы заняться тренерской работой?
– Наверное, потому что сам не смог полноценно реализоваться как спортсмен, не смог добиться того, чего хотел. Остался в тренерстве, чтобы реализоваться в своих учениках.
Ну, вы все-таки были мастером спорта. Какие у вас были достижения как у спортсмена?
– В том-то и дело, что особых достижений-то и не было. Таких, чтобы о них можно было громко говорить вслух. Чемпион края или чемпион СФО – это разве большие достижения?
Расскажите, кто был вашими тренерами. Как работа с ними повлияла на дальнейший выбор профессии?
– Я сам из Назарово. Там моим тренером был Павел Александрович Руденко. После окончания школы поступил в пединститут. К тому времени я уже был профориентирован, уже осознанно шел в тренерство. Мне повезло, как раз в это время на факультете физической культуре благодаря стараниям Дмитрия Георгиевича создали отделение борьбы. В то время поступить на физвос было очень сложно, а тут сделали дополнительную группу. И мы в ней стали первыми набранными студентами. А в Красноярске моим тренером был Виктор Кириллович Райков. Когда собирался уезжать в Красноярск, спросил у Пал Саныча, к кому мне там обратиться. Он и посоветовал обратиться к Райкову. Честно сказать, в профориентации Виктор Кириллович мне сильно помог. Видимо, он понимал, что как из спортсмена из меня чемпиона мира не получится, поэтому сразу поддержал меня в моем желании стать тренером.
Назарово – это один из краевых центров вольной борьбы. Оттуда вышло целое поколение выдающихся спортсменов, прежде всего, спортсменок – Половнева, Бартновская, Руденко… В чем секрет успеха назаровской школы?
– В тренерах, которые и до настоящего момента работают. Большая заслуга в этом Бляхера Анатолия Дмитриевича, который создал эту школу. Ориентировал на работу того же Пал Саныча, Александра Владимировича Донзаленко… Огромный шаг в развитии именно женской борьбы в Назарово сделал Евгений Петрович Лукьянов, который набрал ту выдающуюся группу девочек. Именно он сейчас является директором школы. Это основные тренеры, которые, как я считаю, все работу там тянут. Только благодаря их преданности борьбе, их фанатизму и добивается школа таких успехов. К сожалению, насколько я понимаю ситуацию, за ними там никого нету. Не вижу, чтобы молодые ребята работали на том же уровне, с тем же азартом, что и наши тренеры, когда были молодыми. Ну, и веяния времени дают о себе знать. Появились новые виды спорта, широко рекламируемые. Хабиб Нурмагомедов и тому подобное. Плюс компьютеры-телефоны. Плюс мотивация родителей, которые смотрят в будущее. А борьбой денег-то много не заработаешь. Сейчас появилось поколение тренеров, которых я называю тренерами-бизнесменами. Они идут в профессию, пытаясь какие-то свои материальные блага получить. Набрали группу детишек, собрали с них денежки – и что, кто-то из них чемпионом мира станет? Никогда не станет, мое личное мнение. Поэтому все держится на энтузиазме тренеров старой закалки.
В Академию борьбы после окончания вуза вы явно не сразу попали. Как это произошло?
– Как раз не так. Я сразу начал работать в школе при Академии борьбы. Еще раз скажу, мне повезло, что на моем жизненном пути встретился Виктор Кириллович Райков. Он курировал меня, следил за моей учебой и взял в школу, в которой он сам работал, в тот же зал. Дал много советов на начальном этапе. Потому что, переходя из спортсменов в тренеры, поначалу немного иначе представляешь эту работу. Думаешь, вот дети придут, ты им приемов напоказываешь, и они все начнут бороться. Нет, не так. Только потом понимаешь, что должны пройти годы, чтобы они чему-то научились.
Дмитрий Георгиевич Миндиашвили как-то повлиял на ваше становление как тренера?
– Дмитрий Георгиевич повлиял на все развитие борьбы в Красноярском крае. И то, что мы с вами сейчас сидим в этом теплом, светлом зале, это тоже его заслуга. Мы все ему обязаны. Естественно, мы с ним не раз беседовали, естественно, он давал мне советы. Да даже, елки-палки, элементарная поддержка… Услышать от такого человека: «Ты можешь, давай работай» – это дорогого стоит.
А в чем его величие, вы понимаете?
– Нет, я не понимаю. Если бы я понимал, у меня у самого бы были уже олимпийские чемпионы. Сколько ему было, когда Иван Ярыгин выиграл первое олимпийское золото?
По-моему, сорока еще не было…
– Ну, вот именно.
На данный момент вы возглавляете женскую сборную края. Это ваш личный выбор? И в чем специфика работы с женской командой?
– Опять-таки к работе с женской командой меня подтолкнул Виктор Кириллович Райков. Он сам ее много лет возглавлял. Он втянул меня в эту работу, я набрал группу, появились определенные результаты… Спору нет, есть определенные нюансы в работе с женщинами. А в целом-то борьба одинаковая, те же правила, те же приемы.
Все то же самое, только особый подход нужен?
– Да. Чисто психологические моменты. Но я какого-то дискомфорта не чувствую, единственная сложность – приходиться разрываться между тренировками девчачьими и пацанячьими.
Что сейчас можно сказать про женскую сборную края. Понятно, есть два ярких лидера, Ханум Велиева и Ольга Хорошавцева, они и на Олимпиаду могут поехать. Кто за ними?
– У нас достаточно хорошая команда. Есть молодые девчонки, есть уже состоявшиеся. В последние годы мы привозим с чемпионата России по 6-7 медалей. Динара Кудаева в 22 года – уже двукратный призер чемпионата России. Саша Ниценко – победительница первенства Европы среди молодежи, сейчас на чемпионате России в Казани третьей стала. Дарья Хвостова – победительница первенства Европы, призер первенства мира. В целом очень оптимистично смотрю на будущее женской сборной края. Ну, это и участь тренера – верить в своих спортсменов. Без веры в них – никак… Есть у нас и помоложе девчонки очень хорошие, серьезно относящиеся к работе. Но как у них все сложится в дальнейшем?... Сколько ярких спортсменов, на которых тренеры в начале их карьеры строили большие планы, канули в неизвестность. Причин много может быть: здоровье, прежде всего, другие жизненные интересы.
Допустим, вы набрали группу спортсменов. Будущий бриллиант, он сразу виден? Или нужна длительная шлифовка?
– Как правило, яркие бриллианты быстро тускнеют. А потом из общей группы выделяется тот, кто трудится, трудится, трудится – и вот он наверху. Конечно, бывают исключения. Взять ту же Ханум Велиеву, она, как только начала заниматься, сразу стала лидером. Очень большой талант. Или каким в свое время был Бувайсар Сайтиев. Но таких мало. Пальцев одной руки хватит пересчитать. Но это мое мнение, мое отношение к людям: чего-то добиться можно только через труд. Вот говорят, посмотри на этого борца, посмотри, этот какой перспективный, а этот какой талант… Для меня главный талант – это трудолюбие. Не я придумал, до меня это сказали. Мне оставалось только убедиться в этом.
Часто слышишь такую фразу от спортсменов: «Для меня тренер как родной отец». В вашем случае это без всяких «как». Двое сыновей занимаются борьбой. У ребят был шанс как-то увильнуть от этого?
– Не было (смеется). Уж не знаю, хорошо это или плохо… У Никиты были поползновения – футболом заняться. Я ему сказал: «Да ради Бога. Если найдешь в своем жестком графике время еще и на футбол походить – походи». Выкроил время, походил немного. Естественно, это услуга платной оказалась. Но не в этом дело. Там тренер – то пришел, то не пришел. И как-то в разговоре с мамой Никита говорит: «Я что-то понять не могу. А вот как бы папа не пришел на тренировку? Мы бы были, а его нет. Я такого представить не могу». Ну, и все. Конечно, тяжело ему было. Как Никита в детстве тренировался, никто у меня так не тренировался.
– Никита – уже состоявшийся спортсмен, добившийся многих весомых результатов. Ему 24 года. Он может стать первым номером в своей категории? Это же дико конкурентный вес, 74 кг.
– Да, вот прошел чемпионат России, опять стал пятым. Там боролось четыре чемпиона мира, два из них – двукратные. Плюс победитель первенства мира до 23 лет, он и выиграл чемпионат, Разамбек Жамалов. Пока не получается стать лучшим. Для Никиты это немножко не его вес. У него собственный вес 80 кг. Гонять тяжеловато. Особенно с новым регламентом: утреннее взвешивание – и сразу соревнования. Тяжело восстановиться за пару часов, согнав 6-7 кг.
А почему в категории 79 кг не борется?
– 79 – это не олимпийский вес.
То есть олимпийскую перспективу вы в уме держите?
– Я не имею права думать иначе. Если буду с другими мыслями приходить на тренировку, то превращусь в учителя физкультуры. Это, конечно, тоже очень достойная профессия, но все же другая.
Что скажете про Антона? Вот недавно видел его на турнире Батаева – хорошую, напористую борьбу показал…
– У него пока есть, скажем так, анатомическая проблема. Вот если Никита рос постепенно, всегда был такой сбитенький, коренастенький, то вот Антоха вымахал за одно лето. А вместе с этим и ощущается нехватка мышечной массы, даже техника борьбы меняется. То есть это переходный период, который нужно пережить. Он хорошо тренируется, на него брат положительное влияние оказывает. Ему гораздо легче работать, он просто тянется за Никитой. Брат для него авторитет. Сейчас доберет мышечной массы, доберет скоростных качеств – и в бой, а там посмотрим.
Какие сложности в том, чтобы тренировать своих детей?
– Ну, кто-то говорит, что это не очень правильно, что это постоянное психологическое давление. Я такой проблемы не вижу, мне легко. Они у меня под присмотром, я вижу, как они питаются, как они спят. Я полностью контролирую их режим. Бывает, приходит человек на тренировку вялый, а я же не знаю, что с ним произошло. Может, он всю ночь за компьютером сидел? А дисциплина в спорте – это первое, с чего результат начинает складываться. На каждую тренировку нужно определенным образом настраиваться. Невозможно каждый день быть в одном и том же состоянии, мало ли что там у тебя в душе творится. Но придя на тренировку, ты должен все это отбросить и определенным образом настроиться.
Вы еще и судейством занимаетесь. Зачем вам это?
– Опять же, это все Виктор Кириллович. Набрал группу – а кто их судить будет? С судьями всегда проблема, в борьбе нет такой профессии – «судья». Одевай рубаху и суди, кто должен твоих спортсменов обслуживать. Вот раз посудил, два, и это переросло в постоянное занятие.
А в тренерской работе это помогает?
– Честно говоря, да! Видишь борьбу другими глазами. И немного посудив, я понял, что это не есть плохо. Ты видишь адекватно ситуацию и можешь ее своим ученикам объяснить. Внести изменения в тактику схватки. Побывав в судейской шкуре, ты чувствуешь, как настроен рефери, и можешь что-то подсказать по ходу поединка.
Последний вопрос. Как вы реагируете на успехи или неудачи своих воспитанников? Научились их воспринимать философски?
– На победы стараюсь ровно реагировать. Ну, нету у меня еще олимпийских чемпионов, а другие победы воспринимаю как промежуточный этап. Хотя, чего греха таить, любая победа твоего ученика радует, тешит самолюбие. А проигрыши, да, сильно бьют, прямо жестко. Ты же осознаешь, сколько человек сделал для победы, сколько лет отдал, сколько пота пролил, сколько травм перенес… Это очень тяжко.
Могу только пожелать, чтобы таких моментов у вас и ваших спортсменов было как можно меньше!
- Крайспорт.
- Александр Кошкин
- Фото: vk.com/akwrest