Внимание, эфир!
- 8 июня 2010 г.
Задумался я тут на днях о самой сути труда спортивного комментатора на телевидении. Дело в том, что позвонил в редакцию “СТАДИОНА” один выпускник журфака СФУ и попросил написать рецензию на его дипломную работу, где он как раз и сравнивает особенности и специфику “закадровых голосов” на универсальных и нишевых каналах. Исследование, кстати, получилось довольно любопытным, но — сейчас не о нем. А о комментаторах.
И в самом деле, а на кой леший они сдались?! Живем в XXI веке, в эпоху новых технологий и интерактивного вещания, когда любой продвинутый болельщик легко может узнать составы выступающих команд и статистические выкладки путем элементарного включения телетекста, заглянуть в Интернет, в конце концов, и найти нужную информацию — прямо из первоисточника, откуда и сами комментаторы темы для своих россказней черпают. Понимаю, на заре становления спортивного репортажа в прямом эфире, когда ничего нельзя было разобрать в линзе примитивного телеприемника “КВН”, закадровый голос действительно выручал — подсказывал, кто и как забил, разъяснял уважаемым советским любителям футбола и хоккея, что команды вышли на поле не в одинаковой серой форме, а у одних она ярко-красная, у других — синяя и т. д. Сейчас же — такое обилие разноплановых повторов, что комментаторы порой просто мешают своей глупой болтовней и не позволяют владельцам широкоформатных плазменных экранов в полной мере окунуться в атмосферу переполненного стадиона. Короче, архаизм в чистом виде. Еще чуть-чуть и профессия спортивного комментатора на телевидении по актуальности сравняется с ямщиком или трубочистом.
Это были мои сиюминутные, импульсные размышления на сей счет. Когда же начал искать логическое обоснование столь странной живучести комментаторского искусства, вдруг осознал, что существует один, казалось бы, маленький нюанс, благодаря которому Синявскому, Озерову, Гусеву, Уткину и их коллегам забвение не грозит — в эфире всегда будет звучать закадровый голос. И вот теперь об этом.
Надеюсь, никто из вас не забыл, что спорт уже давно вышел за рамки привычного, банального определения “голы, очки секунды”. Сегодня это и крупный бизнес, и огромный пласт социальной работы, и даже большая политика. На последнем пункте остановимся подробнее. Действительно, успехи атлетов и команд на крупных международных турнирах давно стали предметом национальной гордости во многих государствах. Даже за право провести у себя важные старты страны-кандидаты сегодня сражаются, как минимум, на уровне глав правительств, а зачастую — президентов. Именно политический момент остается одним из главнейших оплотов существования устаревшей по своей сути работы спортивного комментатора: ведь один и тот же, даже самый очевидный эпизод можно интерпретировать по-разному. И нужный голос всегда сделает правильный вывод из случившегося на спортивной арене.
В этом плане, кстати, грядущий чемпионат мира по футболу показательным не станет — там нет сборной России, а значит, закадровые голоса могут безраздельно отдаться чистому творчеству. В отличие, скажем, от первенства Европы двухлетней давности. Приведу пример из собственного опыта просмотра того турнира. Так получилось, что львиную долю чемпионата (вплоть до полуфиналов) я смотрел, пребывая на отдыхе за границей. При этом, чтобы отдохнуть от знакомых с детства голосов, перечитывающих вслух в эфире первую полосу утреннего “Спорт-Экспресса”, я принципиально смотрел футбол на местных телеканалах. И в Интернет не заглядывал, тоже принципиально. Знаете, получил давно забытое удовольствие от самой сути игры, не приправленное настойчивыми подсказками со стороны, граничащими с прямым навязыванием чуждого мне мнения. Ну, в самом деле — зачем мне петь четвертьчасовую осанну о пушечном ударе нашего Дениса Колодина (заодно с вестью о том, что он сегодня отказался от завтрака) по воротам бедного Ван дер Сара, когда я сам видел этот удар и понял его вселенское величие?
…А вернувшись домой, я с удивлением узнал, что, оказывается, весь мир рукоплескал гению Андрея Аршавина! Там, где футбол смотрел я, больше восхищались игрой Жиркова. Это уже не политика, а бизнес — подняли навязчивой рекламой трансферную стоимость капитана сборной. И это тоже является объяснением — почему профессия комментатора не исчезнет никогда.
Увидимся на трибуне!
И в самом деле, а на кой леший они сдались?! Живем в XXI веке, в эпоху новых технологий и интерактивного вещания, когда любой продвинутый болельщик легко может узнать составы выступающих команд и статистические выкладки путем элементарного включения телетекста, заглянуть в Интернет, в конце концов, и найти нужную информацию — прямо из первоисточника, откуда и сами комментаторы темы для своих россказней черпают. Понимаю, на заре становления спортивного репортажа в прямом эфире, когда ничего нельзя было разобрать в линзе примитивного телеприемника “КВН”, закадровый голос действительно выручал — подсказывал, кто и как забил, разъяснял уважаемым советским любителям футбола и хоккея, что команды вышли на поле не в одинаковой серой форме, а у одних она ярко-красная, у других — синяя и т. д. Сейчас же — такое обилие разноплановых повторов, что комментаторы порой просто мешают своей глупой болтовней и не позволяют владельцам широкоформатных плазменных экранов в полной мере окунуться в атмосферу переполненного стадиона. Короче, архаизм в чистом виде. Еще чуть-чуть и профессия спортивного комментатора на телевидении по актуальности сравняется с ямщиком или трубочистом.
Это были мои сиюминутные, импульсные размышления на сей счет. Когда же начал искать логическое обоснование столь странной живучести комментаторского искусства, вдруг осознал, что существует один, казалось бы, маленький нюанс, благодаря которому Синявскому, Озерову, Гусеву, Уткину и их коллегам забвение не грозит — в эфире всегда будет звучать закадровый голос. И вот теперь об этом.
Надеюсь, никто из вас не забыл, что спорт уже давно вышел за рамки привычного, банального определения “голы, очки секунды”. Сегодня это и крупный бизнес, и огромный пласт социальной работы, и даже большая политика. На последнем пункте остановимся подробнее. Действительно, успехи атлетов и команд на крупных международных турнирах давно стали предметом национальной гордости во многих государствах. Даже за право провести у себя важные старты страны-кандидаты сегодня сражаются, как минимум, на уровне глав правительств, а зачастую — президентов. Именно политический момент остается одним из главнейших оплотов существования устаревшей по своей сути работы спортивного комментатора: ведь один и тот же, даже самый очевидный эпизод можно интерпретировать по-разному. И нужный голос всегда сделает правильный вывод из случившегося на спортивной арене.
В этом плане, кстати, грядущий чемпионат мира по футболу показательным не станет — там нет сборной России, а значит, закадровые голоса могут безраздельно отдаться чистому творчеству. В отличие, скажем, от первенства Европы двухлетней давности. Приведу пример из собственного опыта просмотра того турнира. Так получилось, что львиную долю чемпионата (вплоть до полуфиналов) я смотрел, пребывая на отдыхе за границей. При этом, чтобы отдохнуть от знакомых с детства голосов, перечитывающих вслух в эфире первую полосу утреннего “Спорт-Экспресса”, я принципиально смотрел футбол на местных телеканалах. И в Интернет не заглядывал, тоже принципиально. Знаете, получил давно забытое удовольствие от самой сути игры, не приправленное настойчивыми подсказками со стороны, граничащими с прямым навязыванием чуждого мне мнения. Ну, в самом деле — зачем мне петь четвертьчасовую осанну о пушечном ударе нашего Дениса Колодина (заодно с вестью о том, что он сегодня отказался от завтрака) по воротам бедного Ван дер Сара, когда я сам видел этот удар и понял его вселенское величие?
…А вернувшись домой, я с удивлением узнал, что, оказывается, весь мир рукоплескал гению Андрея Аршавина! Там, где футбол смотрел я, больше восхищались игрой Жиркова. Это уже не политика, а бизнес — подняли навязчивой рекламой трансферную стоимость капитана сборной. И это тоже является объяснением — почему профессия комментатора не исчезнет никогда.
Увидимся на трибуне!